Следующая станция:
как изменится транспортная доступность Москвы
к 2030 году
Февраль 2025

Время в пути сократится, а поездки станут удобнее — так изменится Москва с новыми линиями метро и городских поездов к 2030 году. Вместо нескольких пересадок — прямые и удобные маршруты. «Компас» разобрался в будущем транспорта и подготовил интерактивную карту, которая покажет, как улучшится доступность каждого района.

Ещё в 2017 году в окрестностях торгового центра «Авиапарк» не было ни одной станции метро, до которой можно было добраться пешком меньше, чем за 15 минут.
До ближайшей станции «Динамо» — 27 минут пешком или 10 минут на автобусе, если не придётся ждать.
Время в пути до ближайших станций в 2017 году:
Путь от «Авиапарка» до ВДНХ раньше занимал 55 минут — через Замоскворецкую линию и несколько станций Кольцевой линии.
Всё изменилось в феврале 2018 года, когда открылась станция метро «ЦСКА», куда от «Авиапарка» можно дойти пешком за 5-10 минут. Вскоре появились и другие станции поблизости. Теперь этот же маршрут занимает 35 минут.
Время в пути до ВДНХ
© 2025 Визуализация: 2ГИС Компас на основе данных и технологий 2ГИС.

К 2030 году население Москвы вырастет до 14 миллионов, а вместе с Подмосковьем — до 23 миллионов. Чтобы город не встал в пробках, нужно развивать общественный транспорт. Если планы строительства метро реализуются, новые линии метро напрямую соединят районы и ещё сильнее разгрузят центральные станции. Больше маршрутов, меньше суеты — развитие транспорта сделает ежедневные поездки миллионов людей быстрее и проще.

Метро почти в два раза быстрее наземных маршрутов, а один состав заменяет несколько автобусов. Поэтому мегаполисы развивают рельсовый транспорт

Кажется, что транспортная сеть Москвы уже достаточно обширная, но нет предела совершенству. По планам, до 2030 года число маршрутов речного транспорта увеличится с двух до семи, а число поездок на велосипедах и самокатах удвоится и достигнет 750 тысяч в сутки. Впрочем, самые масштабные изменения произойдут в рельсовом транспорте — метро, МЦД и трамваях.

31
Самая длинная линия метро в Москве — Большая кольцевая с 31 станцией. На втором месте — Сокольническая с 27.

К 2030 году в Москве появятся две новые линии метро — Рублёво-Архангельская и Бирюлёвская, а также будет продлена Троицкая линия, семь станций которой открылись в 2024-м. Всего за этот период построят более 30 станций. К концу десятилетия число станций метро в столице превысит 300.

За последние 10 лет количество станций увеличилось вдвое
© 2025 Визуализация: 2ГИС Компас на основе данных Градостроительного комплекса Москвы.
В 1935–1999 годах в Москве открыли порядка 160 станций метро, а за первое десятилетие XXI века — ещё 21. После этого темпы выросли: с 2011 по 2024 год в столице построили и реконструировали 123 станции метро.
© 2025 Визуализация: 2ГИС Компас на основе данных Градостроительного комплекса Москвы.

Мало что изменило Москву сильнее, чем открытие МЦК в 2016 году. Новая кольцевая линия, построенная на основе существующей инфраструктуры для перевозки грузов, связала удалённые районы, снизила нагрузку на метро и пригородные электрички, а также сократила время в пути. 

Уже через год после открытия МЦК стало частью повседневной жизни москвичей. По данным опроса ВШЭ, в 2017 году 49% горожан совмещали поездки на МЦК с одной пересадкой на метро, а 27% пользовались только новой линией. Некоторые пассажиры даже использовали кольцо для экскурсий и знакомства с неизвестными им районами столицы.

Электропоезд «Ласточка».
Переход от метро «Окружная» к одноимённой станции МЦК.
Интерьер поезда «Ласточка» на МЦК.

«Маршруты метро и городской электрички не пересекаются с улично-дорожной сетью, что делает их менее подверженными временным задержкам, — объясняет академический руководитель программы „Экономика и инженерия транспортных систем“ НИУ ВШЭ Андрей Борисов. — Другое важное преимущество рельсового транспорта — его провозная способность. Один состав метро из восьми вагонов заменяет более десяти автобусов. Кроме того, средняя скорость поездки на метро составляет 40–45 км/ч, что почти в два раза превышает показатели наземного транспорта, особенно с учётом пробок. Совокупность этих факторов делает рельсовый транспорт привлекательным для города».

© 2025 Визуализация: 2ГИС Компас на основе данных и технологий 2ГИС и Московского метрополитена.

В ближайшие пять лет в Троицке появится Троицкая линия, а Восточное и Западное Бирюлёво свяжет Бирюлёвская линия. Кроме того, Строгино, Архангельское и Хорошёво-Мнёвники подключат к Рублёво-Архангельской линии, появятся новые станции на Кольцевой линии, в Гольяново и других районах.

Сейчас жителям Восточного и Западного Бирюлёва приходится нелегко: ближайшие станции — на Замоскворецкой и Серпуховской линиях, а также D2, но добираться до них неудобно из-за железной дороги и Бирюлёвского лесопарка. После открытия новой линии эти районы окажутся в пешей доступности от метро.

Бирюлёво станет доступнее
© 2025 Визуализация: 2ГИС Компас на основе данных и технологий 2ГИС и Московского метрополитена.

По планам авторов транспортной стратегии Москвы, к 2030 году около миллиона пассажиров будут ежедневно экономить 10–30 минут на поездках, сокращая время в пути на 30%. Кроме того, в столице построят более 10 км новых трамвайных линий, а в часы пик средняя скорость трамваев с учётом остановок вырастет с 14 км/ч до 18 км/ч за счет благоустройства путей и платформ.

«Сейчас в Москве активно модернизируют трамвайную сеть, чтобы минимизировать пересечения с автомобильным движением, сделать саму поездку комфортнее, — напоминает Андрей Борисов. — На многих участках трамваи пересекаются с транспортными потоками только на перекрёстках, а в остальном трамваи движутся обособленно от проезжей части. Как пример, в районе ВДНХ трамвай едет по газону, что не только функционально, но и эстетично, а на Чистых прудах пути от проезжей части отделили бортовым камнем. Есть и более сложные решения — тоннели, как на Волоколамке, или путепроводы, как на Варшавском шоссе. Такие меры увеличивают скорость и надежность трамвайного сообщения, делая его важным межрайонным транспортом, дополняющим метро».

Развитие городского транспорта помогает решить несколько важных задач. Во-первых, оно снижает вредные выбросы, которые влияют на климат и здоровье людей. С 2010 по 2020 год в Москве благодаря реализованным проектам выбросы от транспорта снизились вдвое, а качество воздуха рядом с крупными магистралями улучшилось более чем в три раза.

Во-вторых, общественный транспорт сокращает пробки. Новые маршруты и станции делают город более доступным и удобным для жизни.

Полицентричность снижает нагрузку на транспортную инфраструктуру. Новые линии и станции сделают районы доступнее

По подсчетам «Компаса», к 2030 году количество районов Москвы без станций метро уменьшится в 2,4 раза по сравнению с 2015 годом. Если тогда без метро оставались 42% районов, то через шесть лет их будет всего 18%.

К 2030 году количество районов Москвы без метро сократится в 2,4 раза
© 2025 Визуализация: 2ГИС Компас на основе данных и технологий 2ГИС и Московского метрополитена.

Развитие транспортной сети в Москве связано с переходом к более сложной и связной структуре, направленной на снижение средней длины поездок. Москва уже не моноцентричный город: в центр большинство людей ездят в основном для пересадок, а не для работы. При этом в городе появляются новые точки деловой активности — например, на юго-западе или северо-западе. Полицентричность становится «фишкой» Москвы.

Андрей Борисов
академический руководитель программы «Экономика и инженерия транспортных систем» НИУ ВШЭ
— Полицентричная структура города позволяет снизить среднюю длину поездки. Чем короче поездка, тем меньше времени пассажир или автомобиль занимает дорожную сеть (либо салон автобуса, трамвая и так далее). Например, если человек живёт и работает в одном районе или соседних, ему не нужно тратить время на поездки через весь город — это снижает нагрузку на транспортную инфраструктуру.

Полицентричность также помогает распределить потоки, повышая временну́ю доступность, что делает город удобным для жизни. При повышении функционального разнообразия уменьшается необходимость перемещений на большие расстояния: появляются рабочие места, инфраструктура и услуги вблизи мест проживания. Таким образом, полицентричное развитие позволяет создать сбалансированную городскую среду и повысить ее устойчивость к транспортным перегрузкам.

Чтобы изучить изменения в покрытии метро, с помощью технологий 2ГИС мы рассчитали изохроны — зоны пешей доступности до станций — в 2015–2030 годах. Посмотрите, как новые линии и станции сокращают время в пути.

© 2025 Визуализация: 2ГИС Компас на основе данных и технологий 2ГИС и Московского метрополитена.

Развитие транспортной сети меняет не только скорость передвижения, но и стоимость жилья. Каждый новый маршрут городского транспорта в микрорайоне увеличивает стоимость квартиры на 1%, подсчитали исследователи ВШЭ. А вот дополнительное время в пути до центра города, наоборот, снижает цену: лишние десять минут поездки удешевляют недвижимость на 5%.

48 новых станций метро и МЦД улучшат связь между районами и откроют новые возможности для развития бизнеса рядом с ключевыми транспортными узлами.
Пешая доступность метро увеличится в 2,4 раза, что повысит привлекательность районов для инвестиций и стимулирует развитие коммерческой инфраструктуры.
Новые маршруты позволят около миллиону пассажиров ежедневно сокращать время поездок на 10–30 минут, что повысит экономическую активность в районах и позволит бизнесам привлекать новых клиентов.

Городские данные помогают бизнесу, а геотехнологии позволяют решать сложные задачи

— Данные — это ключ к пониманию города. Они помогают увидеть скрытые закономерности, прогнозировать изменения и находить решения. Работая над 2ГИС Компасом, мы объединяем данные, карты и аналитику, чтобы показать, как развиваются города.

Александр Картавцев
Руководитель B2B-продуктов 2ГИС

К примеру, визуализации в этом материале мы создали с помощью инструментов 2ГИС. Isochrone API показывает на карте, куда можно добраться от заданной точки за определённое время пешком, на машине или велосипеде. Можно обойтись вообще без кода, если воспользоваться 2ГИС Про — удобным инструментом геоаналитики, с которым можно принимать взвешенные бизнес-решения.

Мы стремимся делать данные понятнее и помогаем бизнесу решать важные задачи: от анализа транспортной доступности до исследования перспектив развития районов. Например, рассматривая концепцию 15-минутных районов, можно увидеть перспективы для розничных точек и сервисов, а информация об интенсивности движения позволяет лучше планировать логистику.

Современные геотехнологии и продукты радикально меняют представление о городах и открывают новые возможности для бизнеса. Мы рассказываем о них в телеграм-канале 2ГИС Платформы — подпишитесь, чтобы быть в курсе.